Главным инициатором событий стал Андрейс Ручс (допускается также транскрипция «Руч»), известный политический деятель крайнерадикального толка, председатель самоуправления Видземского предместья г. Риги. По отзывам экспертов, А. Руч имеет весьма несдержанный характер, легко возбуждается.
По словам А. Руча, самоуправлением на 10 января было назначено плановое принятие двух объектов, принадлежавших бывшей Советской Армии. По словам А. Руча, о намечавшемся принятии было заранее официально извещено командование Северо-западной группы войск (СЗГВ). Однако командование СЗГВ отрицает это, заявляя, что «какой-то листок» был им передан на проходной только утром 10 января. Поскольку 10 января было понедельником, а предыдущие дни — выходными, возможно, некоторое извещение действительно пришло на проходную штаба СЗГВ 8-9 января либо поздно вечером в пятницу 7 января, но затем пролежало до утра 10-го.
С 7 января вокруг объектов было поставлено оцепление из состава ополчения Видземского предместья. Как уже было описано ранее, структуры ополчения формально имеют республиканскую структуру и республиканское руководство, однако реально чаще всего подчиняются только руководству собственного самоуправления. В частности, ополчение Видземского предместья подчинялось лично А. Ручу. Поскольку А. Руч, кажется, планировал использовать перенятие зданий в рекламных целях, 10 января утром он пригласил к зданиям телевидение. Благодаря этому последующие события были достаточно хорошо зафиксированы.
Данные здания не были связаны собственно с объектами военного характера, среди них были, например, культурный центр и база отдыха. В латвийской прессе позже распространялась информация, что в здании, в частности, был размещен «интим-клуб» (т.е. публичный дом); российские военные отвечали на это, что часть зданий сдавалась в аренду и они не слишком интересуются, что там размещают арендаторы.
10 января утром в оцепленные здания пришло несколько офицеров, в том числе два генерала: заместитель главнокомандующего СЗГВ Николай Тайлаков и советник главнокомандующего СЗГВ Анатолий Водопьянов. Они отказали в передаче зданий самоуправлению и потребовали снять оцепление, пригрозив в противном случае сделать это силами своих десантников. «Переговоры» быстро зашли в тупик.
В ходе событий А. Руч звонил для консультаций депутату Сейма от фракции «Тевземей ун Бривибай», председателю одной из комиссий Сейма Робертсу Милбергсу, разговаривая с ним на «ты». В дальнейшем А. Руч утверждал, что Р. Милбергс был заранее поставлен в известность о готовящихся событиях. Известно также, что Р. Милбергс и А. Руч являются давними политическими соратниками (в 1992-1993 гг. они совместными усилиями пытались радикализировать Народный фронт Латвии и несколько позже, раскололи его).
В конце концов А. Руч решил арестовать генералов, приказав ополченцам надеть на них наручники, и объявил, что ополченцы отвезут генералов до границы России, а затем выдворят вон из Латвии. Однако фактически генералов отвезли на некую базу в окрестностях Риги, где держали под охраной ополченцев. Кроме того, А. Руч дал ополченцам, сопровождающим генералов, приказ оказывать вооруженное сопротивление любым попыткам задержания, даже если таковые будут предприняты со стороны латвийских структур.
Командование СЗГВ, которое, по-видимому, имело непосредственную связь с генералами в ходе событий, стало предпринимать радикальные меры для освобождения генералов. Командующий СЗГВ Майоров позвонил лично президенту Латвии А.Ульманису и потребовал принять меры для освобождения генералов, по-видимому (позднее об этом упомянул в интервью Ульманис), угрожая в течение четверти часа ввести на территорию Латвии псковскую десантную дивизию, которая уже была поднята и подведена к границам Латвии. Происходящие события оказались совершенной новостью для центрального руководства республики (так, во всяком случае, заявляется), однако президент и другие высшие руководители Латвии постарались как можно быстрее его уладить. Все удалось быстро решить, поскольку в момент звонка Моисеева у президента Улманиса как раз проходило заседание Совета национальной безопасности Латвии, то есть все нужные для принятия решений люди находились в одной комнате.
Латвийское руководство, поняв, что события приняли очень серьезный оборот, отнеслось к ним также весьма серьезно; разрешение ситуации взяли под свой контроль сразу президент, премьер-министр и министр иностранных дел. Генералы были в течение нескольких часов освобождены. (Наибольшие трудности, кажется, были связаны с тем, что некоторое время не удавалось узнать местонахождение генералов — А.Руч первоначально отказывался назвать его, а также маршрут и номер машины, в которой везли генералов.) Латвия сразу же принесла извинения России — сначала в устной, а через несколько дней в письменной форме.
Инцидент вызвал в Латвии очень много откликов. Прежде всего, все значительные официальные политические силы (включая наиболее значительные радикальные организации: Движение за национальную независимость Латвии и «Тевземей ун Бривибай») отмежевались от действий А. Руча. В то же время в латышской радикальной прессе с самого начала прошел ряд откликов, когда на уровне обыденного сознания утверждалось, что ничего особенного, собственно, Руч не сделал либо что он поступил правильно.
Сразу же после всеобщего и официального осуждения инцидента генеральный прокурор Латвии Р.Аксенока возбудила по случившимся событиям уголовное дело. Однако привлечь к делу А. Руча оказалось не так просто, так как он обладал иммунитетом как депутат самоуправления Видземского предместья.
Тогда кабинет министров принял экстренные юридические акты, которые позволили бы, во-первых, лишить Руча депутатского иммунитета, а во-вторых, позволяли бы впредь в экстренных ситуациях снимать руководителей самоуправлений решением кабинета министров.
Однако в результате событий А. Руч получил дополнительную популярность в среде умеренных и радикальных латышских политических кругах. Он давал многочисленные интервью и стал многими восприниматься почти национальным героем. Если сразу после событий почти все политические круги Латвии отмежевывались от него, к концу января начался обратный процесс. В парламенте стали звучать обвинения руководства Латвии в том, что его действия в ходе инцидента являются предательством национальных интересов. В прессе появились предположения, что события были инспирированы спецслужбами России.
Наконец, в конце января состоялась сессия Видземского предместья, которая должна была избрать нового председателя. Абсолютным большинством голосов был избран А. Ручс. Таким образом, Руч вновь обрел иммунитет, и возможность привлечения его к уголовному делу была поставлена под вопрос. Тогда генеральный прокурор Латвии обратилась к Сейму с просьбой решить вопрос о лишении Руча иммунитета. Этот вопрос пока находится в стадии рассмотрения; однако президиум и юридическая комиссия Сейма заявляли, что для снятия иммунитета у Сейма, в соответствии с Сатверсме (Конституции Латвии), нет полномочий.
В связи с событиями в Сейме Я.Юркансом и депутатами фракции «Согласие-возрождение» была предпринята попытка снять Р. Милбергса (с которым консультировался А. Руч) с поста председателя комиссии по расследовании деятельности бывшего парламента — Верховного Совета. На уровне слухов известно, что, пользуясь этим постом, А. Милбергс собирает компромат на многих видных латвийских политиков умеренного толка. Однако попытка снятия Милбергса поддержки не получила.
Сразу же после «инцидента с генералами» командующий СЗГВ Майоров опубликовал заявление. В нем, в частности, констатируется ненормальная ситуация вокруг частей Российской армии, размещенных в Латвии. Говорится, что в дальнейшем, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни военнослужащих и членов их семей будет применяться военная сила; допускается огонь на поражение.
В ответ на это было опубликовано заявление председателя Верховного суда Латвии, который интерпретировал заявление Майорова как некорректное, ведущее к вмешательству во внутренние дела Латвии, так как все проблемы на территории Латвии должны решаться на уровне юрисдикции Латвии. Также утверждалось, что «инцидент с генералами» стал лишь поводом для публикации заявления, которое на самом деле было подготовлено раньше.
Источник:http://www.igpi.ru/monitoring/
По теме:
|
|