Популярные сообщения
Сейчас трудно представить, что оружие могло распродаваться направо и налево, как сейчас мобильные телефоны. Что наркотики хранили ведрами. А военные корабли не могли выходить на дежурство, потому что бандиты в черных кожаных куртках опустошили баки. Программа «Личное дело» Русского вещания LTV7 запускает новый проект. Это уникальные кадры из личного архива бывших работников легендарного 6-го отдела МВД.
1990-й год. До развала Советского союза остаются считанные дни. Время кооперативов и варёной джинсы. Все хотят красивой жизни, как на Западе – богатом и успешном. Получается только, как на «Диком».
Настоящей золотой жилой становится оружие. Клондайком – воинские части Советской армии, которых в Латвии великое множество. Из одной такой воинской части зимой 90-го похищены 6 автоматов. Военная прокуратура не справляется. Обращается за помощью в 6-ой отдел. Это особое подразделение МВД по борьбе с организованной преступностью.
«Мы фактически перешли на казарменное положение. Работали круглые сутки, так как понимали: оружие, находясь на руках неизвестно у кого, могло принести очень много горя. На третьи сутки розыска нами было установлено местонахождение одного автомата, который уже ушел в город Новгород в Россию. Сразу же спецбортом оперативная группа вылетела в Новогород... и изъяли это оружие»», - рассказывает Юрий Чудаков, который в 1991 году был начальником 6 отдела МВД по борьбе с организованной преступностью.
Летали со своим автомобилем. Латвийские номера сняты, чтобы не привлекать внимание. В течение двух недель находят еще три автомата и боеприпасы. У людей, не связанных с криминалом.
«Друг другу перепродавали друзья-товарищи между собой, наживаясь на 50, 100 рублей. Никто не задумывался, что торгует оружием, которое может принести смерть», - вспоминает замначальника 6-го отдела МВД по борьбе с организованной преступностью Юрий Кузин.
Два последних автомата попадают к опасным преступникам. Первый находится в Риге, у лидера группировки. При задержании он чуть было не открывает огонь. «Когда мы ворвались в помещение, оказались в замкнутом пространстве - в узком коридоре. И увидели, что напротив нас силуэт в окне был, потому что это было ночное время. Стоит человек, автомат на изготовку, патрон в патроннике, палец на спусковом крючке. Ну, ситуация... картина маслом», - рассказывает о задержании Юрий Чудаков.
Второй автомат — уже в Абхазии. Снова собирают спецгруппу и готовят военный борт. Летят в Сухуми. Там уже неспокойно. И вновь, как в остросюжетном боевике: вычисляют бандита, готовят засаду, но в последний момент что-то идет не так, начинается погоня. Неудачная. Перестрелка, преступник уходит. Его задерживают через несколько дней. Все похищенные автоматы найдены и возвращены.
4 мая 1990 года Латвия провозглашает независимость - де юре. Де факто еще предстоит пережить августовский путч. В 1991-ом рушится «нерушимый». В сентябре ОМОН – Отряд милиции особого назначения - улетает в Россию. Улетает, но, на всякий случай, оставляет оружие. В тайнике. А уже через месяц один из омоновских автоматов начинает стрелять.
Центр города. На перекрестке останавливается иномарка, в то время их немного. Мимо проходит подвыпившая молодежь. Начинают ссориться с водителем. Тогда из машины выходит пассажир с автоматом, пытается наказать - положить молодежь на асфальт. В этот момент проезжает группа быстрого реагирования. Злоумышленник бросается бежать, отстреливаясь по дороге. В ногу ранена женщина, просто прохожая.
Это задержание становится только началом крупного дела. Выходят на преступную группировку. Обнаруживают крупный склад омоновского оружия.
«Там было изъято 2 автомата, 5 пистолетов, огромное количество взрывчатки, динамитные шашки, пластит, взрыватели к ним, бикфордов шнур. Также были радиостанции изъяты, приборы ночного видения, радиотехническая аппаратура для тайной записи. Представляете, если бы это пошло туда, куда не надо, сколько бед это оружие могло принести?!», - говорит Чудаков.
В эти годы нелегальный пистолет Макарова или ТТ можно купить за 200 долларов. Автомат Калашникова – за 400-500. При желании, возможно приобрести даже ракету.
«Литовцы, как сейчас помню, привезли в «жигулях» ракету «земля-воздух» на продажу. У них еще «жигуль» с люком был, по ушам ездили, мол, люк открываешь, стреляешь, нормально», - вспоминает то время Сергей Черненок, начальник 6-го отдела МВД по борьбе с организованной преступностью в 1993-1994 гг.
1992 год. В обращение вводят временный латвийский рубль, который в народе называют «репшиком» — на банкноте подпись Эйнара Репше, в то время президента Банка Латвии. Но в этом деле твердой валютой становится — граната. Из воинской части в Муцениеки похищены 6 ящиков — 600 гранат и 6 реактивных снарядов.
«Чтобы подтвердить факт хищения, нужна была инвентаризация воинской части. Мы приехали в Муцениеки, командир говорит, что хотите, то и делайте, я ее провести не могу, у меня не хватает людей, чтобы обеспечить караул даже для охраны территории. Ко мне зашли эшелоны из Германии, вот они стоят, железнодорожные составы, говорит, я даже не знаю, что в них находится. Вы говорите, что нашли столько-то гранат, я вам справку дам, что пропали и отстаньте. Чтобы было понятно, что здесь творилось вообще!», - пояснил Сергей Черненок.
Военные склады разворовывают не только бандиты, но и сами военные. Если в начале 90-х пропажа даже одного автомата — чрезвычайное происшествие, из-за которого в небо поднимают военный самолет, то теперь сотни украденных гранат, тонны брошенной взрывчатки и бесхозные ракеты — становятся чем-то обыденным.
90-ые — время киллеров и черных кожаных курток. Кооперативы появляются, как грибы после дождя: от ларьков с ширпотребом до компаний, занимающихся контрабандой нефтепродуктов. Все должны платить дань за так называемые «услуги безопасности» или, как тогда говорят, «крышу».
«Штаб одной из «бригад» находился на Сарканармияс, сейчас Бруниниеку, в кафе. Так вот, туда, очередь из бизнесменов на регистрацию и платеж за «крышу» выстраивалась раньше, чем они регистрировали свои структуры в Госрегистре», - рассказал Черненок.